Когда мы говорим о быстрых переменах в современном мире, то часто оставляем за скобками понимание, что так было всегда. Однако основополагающим законом мира является развитие через созидательное разрушение. Например слабые, неприсобленные виды вымирают, сильнейшие выживают и развиваются, пассивные, глупые, закрытые люди не добиваются успехов в отличие от проактивных, коммуникативных, умных и гибких визави. То же касается и технологий, устаревшие, неконкурентные, неудобные технологии исчезают и заменятся более совершенными и удобными, вспомним, например паровую машину, на смену которым пришел электродвигатель или, например стационарный и мобильный телефон.
Концепции созидательного разрушения на самом деле уже более 70 лет, она была предложена австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, который в свою очередь вывел её из работ Карла Маркса. Суть концепции заключается в теории деловых циклов и экономический инноваций. Так Шумпетер говорит, что «буря созидательного разрушения» демонстрирует «процесс промышленной мутации, которая непрерывно революционизирует экономическую структуру изнутри, непрерывно разрушая старую, непрерывно создавая новую». Далее он рассуждает: «Капитализм ... является по своей природе формой или методом экономических изменений и не только никогда не является, но и никогда не может быть стационарным. ... Основной импульс, который приводит в движение и поддерживает движение капиталистического двигателя, исходит от новых потребительских товаров, новых методов производства или транспортировки, новых рынков, новых форм организации производства, создаваемых капиталистическим предприятием.»
Маркc в своей Теории прибавочной стоимости аналогично развивал указанную концепцию: «Разрушение капитала через кризисы означает обесценивание ценностей, которое не позволяет им впоследствии возобновить процесс своего воспроизводства в качестве капитала в том же масштабе. Таково губительное воздействие падения цен на товары. Она не вызывает разрушения каких-либо потребительных стоимостей. То, что один теряет, другой приобретает. Ценности, используемые в качестве капитала, не могут снова выступать в качестве капитала в руках того же лица. Старые капиталисты разоряются. ... Значительная часть номинального капитала общества, т. е. меновой стоимости существующего капитала, раз навсегда уничтожается, хотя само это разрушение, не затрагивая потребительной стоимости, может очень ускорить новое воспроизводство. Это также период, в течение которого денежный интерес обогащается за счет промышленного интереса.»
Так же интересно взглянуть на точку зрения Девида Харви, англо-американского историка и географа, одного и популяризаторов идей Маркса: «Эффект непрерывных инноваций ... это обесценивает, если не уничтожает, прошлые инвестиции и трудовые навыки. Созидательное разрушение встраивается в кругооборот самого капитала. Инновации усиливают нестабильность, неуверенность и, в конце концов, становятся главной силой, толкающей капитализм в периодические пароксизмы кризиса. ... Борьба за поддержание прибыльности заставляет капиталистов бросаться исследовать все виды других возможностей. Открываются новые продуктовые линии, а это означает создание новых желаний и потребностей. Капиталисты вынуждены удвоить свои усилия, чтобы создать новые потребности в других .... В результате усиливается отсутствие безопасности и нестабильность, поскольку массы капитала и рабочих перемещаются с одной линии производства на другую, оставляя целые сектора опустошенными .... Стремление к перемещению в более благоприятные места (географическое перемещение как капитала, так и рабочей силы) периодически революционизирует международное и территориальное разделение труда, добавляя жизненно важное географическое измерение к отсутствию безопасности. Результирующая трансформация в опыте пространства и места сопровождается революциями во временном измерении, поскольку капиталисты стремятся сократить время оборота своего капитала до "мгновения ока"».