Одной из причин отсутствия видимого результата является страх и неуверенность в освоении нового. Ведь чем более комплексным является предмет, тем более неуверенными мы себя чувствуем. И не всегда амбиции и мотивация позволяют Нам преодолеть первичную пропасть между нашим текущим положением и нашей мечтой.
Взять хотя бы изучение иностранного языка. Кому-бы не хотелось восхищать французов прекрасным французским во время распития игристого на Елисейских полях или читать замечательные бестселлеры на английском, которые пока не издаются на родном языке. Как было бы замечательно затеряться вместе с любимым на юге Италии и почувствовать в себе хоть немного горячей итальянской крови, понимая местную речь.
Другой яркой мечтой является расширение своих профессиональных навыков, освоение смежных областей, изучение новых, современных предметов, которые уже сейчас начинают менять мир. Шагать в ногу со временем, находится в тренде всех изменений в отрасли, стать истинным многопрофильным профессионалом мечта многих и почти каждого.
Так что именно отделяет Нас от желаемого освоения навыков? По моему огромному убеждению, это страх и внутренние блоки, которые вызваны отсутствием понимания как именно проходит процесс обучения и как именно Наш мозг усваивает и развивает новые навыки.
Тут стоит разобрать два аспекта данного вопроса.
Первый и основной аспект заключается в том, что Нам наиболее сложно дается то, что является абсолютно новым в нашем опыте. Т.е. то, что никак не коррелирует с нашими знаниями и нашим опытом. Для преодоления первого «шока» нам нужно просто начать изучать новое, без страха и без излишней требовательности к себе. Например, самым практичным и эффективным способом выучить иностранный язык является планомерное, ежедневное, скрупулёзное его изучения, в максимально широком контексте. Тут безусловно помогут просмотр фильмов, прослушивание музыки, чтение профессиональной литературы, изучение предмета своей профессиональной деятельности, переписка и общение с носителем иностранного языка, ведение личного дневника на иностранном языке. Чем больше контекстов и чем чаще Вы будете соприкасаться с иностранным языком, тем проще и эффективнее станет Ваше обучение.
Аналогично с любой профессиональной сферой деятельности. Многих привлекают, например высокие технологии, нейрофизиология и анатомия, работа с большими данными и программирование. Для успешного освоения любой из указанных сфер нужно всего лишь начать, ежедневно посвящать не менее 30 мин. желаемой сфере, практиковаться как можно в более широких контекстах, осознанно отслеживать и фиксировать свой прогресс, максимально переносить новые знание и навыки в практическое русло. Под практическим руслом здесь понимается профессиональная деятельность, обсуждение с друзьями и знакомыми, обучение кого-либо полученным знаниям и навыкам.
Вторым важным аспектом является знание о пластичности мозга. Пластичность мозга означает, что, человеческий мозг может меняться в т.ч. физически при изменении окружающего контекста или при обучении всему новому. Отличным примером является результат исследования лондонских таксистов во время начала обучения и после прохождения экзаменов на получение лицензии. А именно, ученые обнаружили изменения размера гиппокампа, участка мозга в височной доле, который в том числе отвечает за функцию пространственной памяти. Так вот у таксистов после успешной сдачи экзамена было зафиксировано существенное увеличение указанной части мозга.
Пластичность мозга не столь кардинально зависит от возраста, однако безусловно гораздо более существенно зависит от загрузки мозга. Чем больше мы загружаем свой мозг изучением новых навыков, получением новых знаний, взаимодействием в непривычном контексте, тем более развитым и пластичным мозгом мы будем обладать и тем более легким и эффективным станет наше дальнейшее обучение. Учеными было зафиксирован факт, что использование двух языков отдаляет симптомы болезни Альцгеймера более, чем на 4,5 года. Итальянские ученые так же обнаружили характерные изменения в мозге людей, знающих более двух языков, а именно повышенную плотность белого и серого веществ мозга в областях, ответственных за исполнительные функции (высокоуровневые процессы, позволяющие планировать действия в зависимости от общей цели) и освоение языка.
Выводы:
1. Постоянно изучайте новое, развивайте уникальные навыки, ищите себя в новых контекстах. Максимально расширяйте собственные горизонты, не бойтесь браться за новые виды деятельности.
2. С ростом объемов изучаемых навыков, получаемых новых знаний будут расти способности вашего мозга к обучению и восприятию новой информации. Ваша память, внимательность и интеллект будут постоянно улучшаться.
3. Будьте осознанными, фиксируйте продвижение и Ваши результаты во время обучения. Старайтесь почувствовать, увидеть и осознать рост Ваших способностей и возможностей.