Новости и статьи

Здесь публикуются новости и авторские статьи основателя проекта на темы управления бизнесом, мотивации, личностного роста и коммуникаций. Огромное спасибо нашим читателям за поддержку и интерес к нашей работе.

По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: admin@akonnov.ru
Телефон: +7 925 506 58 05
Статьи

Архитектура принятия необдуманных решений

Поговорим про архитектуру выбора и рациональный подход в выборе, постараемся разобраться в базовых аспектах и причинах необдуманных решений.
Мы живем в информационную эру, являемся субъектами потребительской экономики, которая обеспечивается технологическим прогрессом. Огромное количество вариантов выбора, продуктов, информации порождает неограниченное количество возможностей для современного человека начиная от того, что покупать, кем работать, где жить до выбора смысла жизни, направления своего развития, веры и религии. Но всегда ли Наш выбор является полезным, эффективным и наиболее оправданным? Сегодня поговорим про психологию и рациональный подход в выборе, постараемся разобраться в базовых аспектах и причинах необдуманных решений.

Известным фактом влияния на выбор является порядок расположения продуктов в столовой / магазине. Так на базе исследования в американских школах удалось регулировать потребление различных видов блюд в пределах 25%. Таким образом оказалось относительно легко влиять на качество потребляемых продуктов и их калорийность, снижая уровень лишнего веса у школьников.

Другим примечательным примером являются писсуары с нарисованной мухой. Началась история с решения администрации аэропорта Схипсхол в Амстердаме о размещении на каждом писсуаре обычной черной мухи. Как оказалось с такой мишенью прицельность мужчин резко возросла, а именно разбрызгивание уменьшилось на 80%, что существенно сократило расходы на обслуживание туалетов.

Как же получается, что, казалось бы, умные и рассудительные люди вида Homo Sapiens так легко меняют выбор и модели поведения под действием ненавязчивых манипуляций?
В классической экономической теории введено понятие Homo economicus или человек рациональный (он же просто «экон»). Из классической теории мы знаем, что такой человек поступает во всем рационально и разумно, осуществляя наиболее эффективный выбор из возможных.

Однако в последние десятилетия в рамках развития поведенческой экономики и психологии выбора появилось понятие Homo Sapiens (он же просто «гуман»). В реальности такие люди как правило легко внушаемы, их выбор ограничен лишь несколькими альтернативами, они не помнят дней рождений и плохо считают без калькулятора.
Вспомним о проблеме ожирения. В США более 20% населения страдают ожирением, а более 60% имеют избыточный вес. Во всем мире можно встретить более 1 млрд. тучных взрослых, а у 300 млн. человек наблюдается проблема ожирения. При этом почти всем современным людям известны проблемы и риски, связанные с избыточным весом, а это риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, снижение умственных способностей и функции памяти, отдышка, быстрая утомляемость, физические ограничения. Но тучные люди как правило не могут устоять перед очередным пончиком или сытным бургером. Все это так же отлично соотносится с другими вредными привычками, такими как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Такие пагубные привычки ежегодно убивают более 12 млн. человек во всем мире.

Другим ярким примером поведения гуманов является избыточный оптимизм касательно сроков реализации любых проектов (от проектов на работе до проекта по ремонту в собственных квартире / доме). Прогнозы гуманов по природе пристрастны, субъективны и предвзяты. Например, перед владельцем нового мобильного телефона стоит выбор, осуществить тонкую настройку собственного телефона, изменив большое количество исходных параметров (звонок, темы рабочего стола, структура папок, яркость, цвета и т.п.) или воспользоваться стандартными настройками. Ни для кого не секрет, что большинство пользуются стандартными настройками. Многие, покупая новый автомобиль не изучают существенное количество характеристик возможных вариантов покупки, а руководствуются советом друга, престижностью марки или навязчивой рекомендацией продавца. Гуманы часто не вчитываются в детали контракта, не разбираются во всех нюансах заключаемой сделки, полагаясь на советы, репутацию или экспертизу третьей стороны.

Теперь мы подошли к самому главному, к анализу причин такого неэффективного поведения, которая заключается в инертности людей, в их нежелании тратить время и энергию на дополнительный анализ, контроль и осознанность всех своих действий. Именно этой инертностью и пользуются маркетологи, продавцы, медиа, поисковые системы, которые постоянно подсовывают (фактически навязывают) Нам желаемые варианты оценки, поведения и выбора.

Какие же рекомендации можно дать читателю
1. Полагайтесь на собственный ум и анализ. Досконально изучайте предметную область перед принятием важных решений. Не бойтесь потратить время на сравнение разных вариантов по важным параметрам.
2. Развивайте самоконтроль, не принимайте спонтанных решений, анализируйте последствия решений. Помните пословицу: «семь раз отмерь, один раз отрежь».
3. Если Вы чувствуете, что принимаете решение под воздействием эмоций, лучше отложите его на следующий день.
4. Ведите сбалансированный образ жизни. Избегайте стрессов, занимайтесь спортом, правильно питайтесь, спите не менее 8 часов в день.

Если Вы хотите больше узнать о психологии выбора рекомендую следующие книги:
1. Д. Канеман. Думай медленно, решай быстро.
2. Р.Талер. Nudge. Архитектура выбора.
Саморазвитие