Основной проблемой, с которой сталкивается бизнес является недостижение стратегических и операционных целей бизнеса, например недополучение выручки и прибыли, потеря доли рынка, снижение конкурентных преимуществ и т.д.
Как мы знаем достижение целей непосредственно связано с исполнимостью и с эффективностью внутренних процессов организации. Для среднего и крупного бизнеса актуальным становится формализация функции СВК для целей контроля достижения целей и мониторинга эффективности внутренних процессов.
Ответим на основные вопросы, чтобы разобраться в предметной области:
1. Что же такой Внутренний контроль?
Ответ: это процесс, осуществляемый Советом директоров, руководством и прочим персоналом, для обеспечения разумной гарантии того, что цели компании будут достигнуты.
2. Кто осуществляет внутренний контроль в Компании?
Ответ: Руководство и все сотрудники Компании.
3. Как осуществляется контроль?
Ответ: Общая концепция внутреннего контроля включает в себя все, что контролирует риски организации.
4. Почему возникает необходимость контроля на операционном уровне?
Людям свойственно нарушать правила ради получения личной выгоды, соблюдение правил требует дополнительных усилий. Квалификация людей не всегда в полной мере соответствует выполняемым задачам.
Эффективный внутренний контроль включает в себя следующие уровни:
1. Корпоративное и стратегическое управление, а именно дополнительные гарантии для акционеров, принятие обоснованных управленческих решений, соответствие законодательству.
2. Операционная и организационная эффективность, а именно снижение рисков потери активов, повышение эффективности и предсказуемости бизнес-процессов, повышение надежности управленческой отчетности.
3. Финансовая отчетность и внешний аудит, а именно сокращение сроков подготовки отчетности, снижение налоговых рисков, повышение эффективности взаимодействия с внешним аудитором.
Основные шаги внедрения функции СВК:
1. Аудит эффективности риск менеджмента, коммуникации целей и задач внутри организации, эффективности основных процессов. Выявление основных недостатков и возможностей для их исправления. Оценка зрелости процессов внутри организации. В случае необходимости описание бизнес-процессов и утверждение плана формирования подразделения СВК.
2. Найм квалифицированного персонала или консультанта.
3. Формализация функции с разработкой соответствующих политик, регламентов, методологий.
4. Формирование подразделения.
5. Внедрение контрольных процедур.
Примеры выявленных рисков и недостатков при аудите:
1. Риск ориентированное налоговое планирование не ведется.
2. Отсутствие надлежащего контроля КПЭ реализованных проектов.
3. Отсутствие анализа несоответствий бухгалтерской и управленческой отчетности.
4. Отсутствие независимого контроль закупочной деятельности.
5. Неадекватный контроль в т.ч. на физическом уровне складской деятельности.
Какие же результаты стоит ожидать от адекватной реализации функции СВК в организации:
1. Выстроенные бизнес-процессы, обеспечивающие достижение целей.
2. Снижение операционных рисков, влияющих на достижение целей.
3. Адекватная управляемость организацией, понимание руководством слабых и сильных сторон и возможностей
У меня имеется прекрасный опыт постановки систем внутреннего контроля в организации. Если у Вас есть вопросы или нужна помощь в организации такой системы в Вашей организации, то мои контакты можно найти на моей страницы: www.akonnov.ru или пишите сообщение через мой Телеграм канал: Biz_in.
Так же для организации Системы внутреннего контроля могу рекомендовать следующие источники:
Кодекс корпоративного управления банка России: https://cbr.ru/publ/vestnik/ves140418040.pdf
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ Ст. 19 «Внутренний контроль»
Guidance on Enterprise Risk Management, https://www.coso.org/Pages/erm.aspx
Институт внутренних аудиторов, https://www.iia-ru.ru/