Порой собственники и бизнес сталкиваются с непреодолимыми трудностями в достижении целей бизнеса. Когда все идет хорошо, имеется существенный денежный поток, компания располагает всеми ресурсами для развития, то никто не задумывается об эффективности, рисках и управляемости бизнеса.
Однако неэффективности и риски как правило делятся на две основные категории, а именно:
1. Те, который является существенными и сразу влияют на бизнес, например резкий рост себестоимости закупаемых материалов, резкий рост брака, затаривание складов и т.д. Такие вещи в основном сразу бросаются в глаза и менеджмент предпринимает соответствующие усилия для исправления ситуации.
2. Вторым видом являются ситуации, которые не становятся очевидными сразу, а имеют накопительный или отложенный эффект, очень часто накладываются друг на друга и могут привести к существенным негативным последствиям. Такими примерами могут выступать коррупция отделов закупок и продаж, негативная, пренебрежительная атмосфера в коллективе, вызывающая низкую лояльность персонала, пренебрежение требованиями к промышленной безопасности, низкая физическая и ITбезопасность предприятия, постепенное технологическое отставание.
По уровню обратной связи, указанные выше неэффективности (они же слабые стороны, угрозы или риски) могут быть следующих видов:
1) по степени существенности риски от высокого до низкого
2) по степени вероятности от высокого до низкого
3) по степени обратной связи отложенная или текущая
Остановимся подробнее на обратной связи. Всем Нам понятно, как оценить риск остановки, например определённого станка на производстве. Однако как оценить влияние токсичного начальника отдела продаж на коллектив предприятия, как оценить уровень влияния бюрократичного или формального подхода юриста, который издевается над сотрудниками других подразделений, заставляя согласовывать никому не нужные формулировки в договорах? Такие факторы как правило оказывают отложенный эффект на деятельность организации, например токсичный руководитель службы продаж может спровоцировать переход к конкурентам наиболее опытных продавцов и потерю части клиентской базы.
Насколько вероятно получить тяжелую травму на производстве от удара током? Все мы понимает, что люди от природы осторожные существа, никто без средств специальной защиты не хватает оголенные провода. Но страшные вещи происходят, люди получают травмы, порой несовместимые с жизнью. После таких случаев каким-то волшебным образом на некоторых предприятиях начинают заниматься пром безопасностью.
А насколько вероятен пожар на складе Вашего основного покупателя, после которого он не сможет расплатиться по обязательствам перед Вами, что повысит риск Вашей неплатежеспособности и остановки производства?
Указанные выше примеры взяты из личной практики и, к сожалению, не являются выдуманными. При этом практически все ТОПы, когда я начинаю обращать их внимание на редкие, но опасные риски как правило округляют глаза и декларируют, что ранее на их предприятии подобного не происходило… Что однако не снимает факт их реализации в дальнейшем.
Все неэффективности и риски конечно невозможно отловить, но проактивный, эмпирико-скептический подход позволяет адекватно оценивать объективные риски и слабые стороны, прогнозировать и управлять неочевидными рисками, своевременно оптимизировать процессы, в которых заложены бомбы замедленного действия.
Решение таких задач следует начинать с создания служб Внутреннего аудита, Внутреннего Контроля и Риск-Менеджмента. Более подробно о данных службах я расскажу в своих следующих статьях.
В вышеприведённой статье привлечение внешнего консультанта к формированию функций Внутреннего аудита, Внутреннего Контроля и Риск-Менеджмента может оказаться полезным по причине замыленности взглядов текущего руководства на процессы, внутреннюю культуру, риски и внешний рынок. Вспомним столь примечательный кейс компании Nokiaили Kodak, когда излишняя самоуверенность руководства привела данные компании к краху.
Задача консультанта как таковая не является выполнения работы руководства по управлению рисками, выявлению неэффективностей и проведение соответствующих оптимизаций. Задачей консультанта является по сути правильная формулировка вопросов, навык подвергать сомнению безапеляционные утверждения, умение раскрыть суть проблем, увидеть и сформулировать идеальный конечный результат и дальнейшее содействие заказчику в его достижении.
Я всегда открыт для любых проектов в сфере консалтинга в рамках своих компетенций. Более подробно с предлагаемыми услугами Вы можете ознакомиться на моем сайте www.akonnov.ruили пишите вопросы через мой телеграм канал: https://t.me/biz_in.